Что означает для Турции российское военное вмешательство в Ливииhttp://mixednews.ru/archives/157388?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr
Недавно Россия начала перебрасывать дополнительный военный контингент в Ливию для поддержки сил генерала Халифы Хафтара, базирующихся в восточной части страны.
Этот шаг может оказаться источником серьезных проблем для Турции, которая поддерживает правительство в Триполи, то есть фактически находится на противоположной стороне конфликта.
В то время как российские наемники из так называемой «ЧВК Вагнера» уже на протяжении нескольких месяцев оказывают поддержку генералу Хафтару, теперь Москва приступила к развертыванию в стране своих регулярных войск.
Тем временем, Турция поддерживает правительство национального согласия в Триполи во главе с Файезом Сарраджем. Прошлым летом Анкара помогла ему выдержать осаду Триполи силами Ливийской национальной армии. Кроме того, Турция поставила правительству национального согласия боевые беспилотники Bayraktar TB2 и бронетранспортеры BMC Kirpi.
Масштабы и общая боевая мощь российского военного присутствия в Ливии пока не вполне ясны. «Вероятно, сейчас на территории страны действует несколько сотен российских наемников, принадлежащих к группе «ЧВК Вагнера», но их численность не достигает тысячи, как утверждают некоторые источники», – полагает Арно Делаланд, независимый эксперт в сфере обороны и безопасности, который внимательно следит за развитием ливийского конфликта.
«Русские позволили войскам Хафтара добиться определенных военных успехов на местах», – сказал он. – Они обладают опытом боевых действий, обеспечивают «союзников» разведданными, а также предоставляют боевую и техническую поддержку.
По словам ливийского аналитика Юсуфа Элтагури, сотрудника Исследовательского института внешней политики, российское размещение наемников и регулярных войск сыграло существенную роль. «Хотя появление российских сухопутных сил не сопровождалось быстрыми победами войск силами Ливийской национальной Армии, оно значительно укрепило линию фронта», — сказал Элтагури.
«Новое российское оружие, сопровождающее сухопутные войска, вероятно, пойдет на пользу передовым подразделениям ЛНА и поможет выйти из возникшей тупиковой ситуации», – сказал он. «Тем не менее, следует отметить, что переброска российских сухопутных войск продолжается уже в течение нескольких недель, оказывая лишь незначительное влияние на линию фронта».
Московский аналитик Керим Хас, специализирующийся на российской и турецкой политике, высказал предположение, что поддержка Хафтара Москвой, «по всей вероятности, будет продолжаться и расширяться».
«Усиливающаяся борьба за контроль и право совместной разработки недавно открытых обширных запасов энергоносителей, а также серьезные проблемы безопасности в регионе и опыт сирийской катастрофы – все это заставляет Россию играть активную роль в Ливии и укреплять там свои позиции», – добавил эксперт.
«Можно не сомневаться, что нынешнее развитие событий в Ливии повлияет на турецко-российские отношения, поскольку правительство Эрдогана вступает в конфликт не только с ведущими игроками в регионе, включая Сирию, Египет, Израиль и Грецию, но и с генералом Хафтаром, самым важным партнером России в Ливии, – утверждает Керим Хас. – Похоже, Турция сегодня сильно рискует своими интересами в Ливии и в целом в восточной части Средиземноморья, повторяя собственные ошибки, сделанные несколько лет назад в Сирии».
Ноябрьское соглашение между Турцией и ливийским правительством национального согласия, содержало пункт о том, что две страны являются «морскими соседями». Это положение было сразу оспорено Грецией и Кипром, которые заявляют, что оно игнорирует их территориальные воды.
По словам Хаса, это соглашение уже привело к возникновению некоторой напряженности в турецко-российских отношениях. «Несмотря на то, что у России имеется огромная заинтересованность в сотрудничестве с Турцией, как в энергетике, так и в военной сфере, ливийская проблема может оказаться новым фактором, который способен испортить отношения между Анкарой и Москвой, – считает аналитик. – И это не просто теоретическая возможность. На глазах возникает новая реальность – Россия и Турция снова могут оказаться на противоположных сторонах военного конфликта, на этот раз в Ливии, если они не смогут устранить напряженность дипломатическими усилиями».
Кстати, в интервью государственному телеканалу TRT в понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сравнил российскую поддержку Сирии с нынешней поддержкой Ливии. «Я надеюсь, русские не позволят Хафтару превратиться в еще одну Сирию», – сказал он.
Тем не менее, Керим Хас отметил, что «главная опасность нынешней ситуации в Ливии заключается не в том, что она является источником напряженности в турецко-российских отношениях, поскольку баланс сил в Восточном Средиземноморье включает многих других участников, а именно: страны НАТО, противников НАТО, а также партнеров НАТО, не входящих в альянс.
«Кроме того, Ливия обладает огромными энергетическими ресурсами, которые могут превратить эту страну в арену еще более жестокой битвы, чем Сирия», – заключил эксперт.